Меню

Мастерская 17 там где никому не снятся сны

Мастерская 17 там где никому не снятся сны

Дата проведения: 4 июля — 13 августа, 2017
Адрес: MMOMA, ГОГОЛЕВСКИЙ 10

Руководители кураторской группы:
Дарья Камышникова
Владислав Ефимов

Кураторы:
Мадина Гасими
Мария Ada Иванова
Полина Лукина
Валерия Мордашова
Максим Парфенчиков
Дарина Рогацкина
Валерия Рыженкова
Вера Синотина
Дмитрий Синюков
Аля Хестанти
Оксана Чвякина
Людмила Янгирова

— Ну да, расстояние я определила правильно, — продолжала она. —
Вот только интересно, на каких же я тогда параллелях и меридианах?
Л.Кэролл. «Алиса в стране чудес»

Ceci n’est pas une pipe
Rene Magritt

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют ежегодный выставочный проект «Мастерская`17. Там, где никому не снятся сны: от священного географии к не-месту», который покажет не только работы выпускников Школы современного искусства MMOMA, но и представит зрителю работы молодых художников со всей России.

Стартовавший в 2001 году проект «Мастерская» сразу привлек внимание профессионального сообщества. За время своего существования ежегодная выставка выпускников «Свободных мастерских» MMOMA превратилась в полноценную платформу для развития современного искусства, во многом определяющую развитие культурного ландшафта страны. Из года в год «Мастерские» продолжают искать новые имена, помогая новым поколениям художников интегрироваться в современный художественный процесс, поддерживают интерес молодых людей к теориям и практикам современного искусства, способствуют популяризации актуальных художественных течений в России. К работе над выставкой традиционно приглашаются как успевшие зарекомендовать себя молодые авторы, так и вчерашние студенты, для которых участие в «Мастерских» — первый и очень важный карьерный шаг, помогающий молодым художникам завести профессиональные связи, познакомиться с коллегами и, главное, со зрителем. Ежегодные выставки «Мастарская» показали потенциал молодого искусства в России и послужили импульсом для создания в 2008 году уникального проекта — Московской международной биеннале молодого искусства, раз в два года представляющей в столице новое поколение авторов и кураторов со всего мира.

В этом году взяв за отправную точку исследование этнографа Марка Оже, кураторская команда «Мастерской» предлагает зрителю подумать о географии повседневности и своих взаимоотношениях с ней. При помощи различных средств художники изучают среду обитания современного человека через понятие «ничейного» пространства, введенное Оже для описания обезличенных мест временного пребывания, таких как супермаркеты, аэропорты и транспортные узлы. Художники исследуют транзитные зоны и личные пространства с помощью событий, происходящих внутри, следов, оставленных в них человеком и, собственно, опыта и переживаний самого человека, таким образом, охватывая самый широкий спектр тем.

В экспозиции MMOMA представлены работы более ста авторов: аудио и видео инсталляции, живопись, фотография и объекты. Важным критерием отбора наряду с тематической обусловленностью стала актуальность работ: большинство произведений были созданы в 2016-2017 годах, многие — специально для выставки. Среди нововведений этого года — участие специалистов Философского факультета МГУ и Института Философии РАН в подготовке образовательной программы, а также приуроченный к выставке фестиваль саунд-художников и композиторов.

«Мастерская`17. Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту» — своеобразный взгляд молодых художников на современное общество и попытка его определения через пространство. Проект станет также финальным испытанием для выпускников кураторского отделения Школы: впервые за всю историю «Мастерских» в подготовке итоговой выставки примут участие молодые кураторы — выпускники Школы современного искусства MMOMA.

Московский музей современного искусства (ММОМА) был основан в 1999 году; это первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Сегодня музей располагается на пяти площадках в историческом центре Москвы и является одним из самых активных участников художественной жизни столицы. Собрание музея представляет основные этапы развития авангарда, в особенности в России. Приоритетными направлениями деятельности ММОМА также являются образование в сфере искусства, поддержка молодых художников, собственная издательская программа и разработка инклюзивных проектов.

Школа современного искусства «Свободные мастерские» — инициатива Московского Музея Современного Искусства, созданная в 1992 году для поддержки молодых художников и кураторов, начинающих работать в области актуального искусства. Деятельность школы направлена на поддержку художников, стремящихся следовать новейшим течениям в современной арт-индустрии. Вместе с этим музеем осуществляется подготовка нового поколения специалистов аналитической направленности, организуются как групповые выставочные проекты, так и персональные выставки учащихся, что способствует развитию их профессиональной карьеры и формированию актуального искусства России.

crocodilePOWER
Ptrk Slava
Асташова София
Баранов Антон
Башмакова Ксения
Белова Ольга
Белянина Елена
Брусницина Лиза
Бударина Алена
Буева Ольга (Pe-Pa)
Бунденко Антон
Бутеноп Ольга
Важенина Лена
Вергазова Юлия
Вермеер Анастасия
Гоголева Тамара
Голынский Александр
Гребнев Константин
Грезина Наталья
Гроссе Марко
Дементьева Ольга
Демидова Виктория
Дергилёва Евдокия
Дроздова Елена
Дудникова Евгения
Егорушкина Полина
Ершова Наталья
Жегалина Анастасия
Жилин Тимофей
Жингель Екатерина
Загидулина Линда
Зарипова Алина
Ива Ирина
Иванникова Ирина
Ивлева Александра Weld Queen
Измайлова Гала
Исаева Катя
Исаева Полина
Казанцев Фёдор
Калмыков Андрей
Каплина Анастасия
Караманова Елизавета
Каретникова Ольга
Карипова Лейла
Карташев Владимир
Качалова Анастасия
Ким Александра
Коновалова Елизавета
Коновалова-Инфанте Дарья
Корчагина Татьяна
Кочеткова Александра
Кравецкая Елизавета
Кравчина Ирина
Краснов Степан
Кузнецова Александра
Кушаев Антон
Лазарева Александра
Лащенов Вик
Леоньтев (Смыслов) Алексей
Летуновский Федор

Липатова Алена
ЛоСи
Лялина Анна
Мельникова Евгения
Мехиа Гонсалес Алана
Михайлова Александра
Мокров Роман
Молокова Мария
Монахова Наталия
Мордашова Валерия
Мортон Мила
Муравьева Катерина
Муромцева Екатерина
Немцев Владимир
Новикова Валентина
Обухова Мария
Озерова Алина
Отдельнов Павел
Панини Ева
Пепе Валерия
Петрова Вера
Попова Галина,
Попович Екатерина
Равина Любовь
Резидори Марко
Ритская Екатерина,
Ротаенко Анна
Руденко Марина
Румянцев Алексей
Ряховкий Андрей
Самолет Игорь
Санько Александра
Саутина Люба
Сафонова Ирина
Свэир (Савенко) Надежда
Сергачева Ксения
Середин Захар
Слащилин Андрей
Слоним София
Стадник Артем
Стейнерт Наталья
Степанова Мария Мануфактура Lenitive
Стрыгина Евгения
Творогов Алексей
Творогов Антон
Тесленко Надежда
Третьякова Анна
Тульчинская Лиза
Федотова Ксения
Цокур Константин
Чермошанская Дарья
Черняева Ника
Чижикова Татьяна
Чумаков Олег
Шиманович Мария
Шипицына Тамара
Щукин Иван
Янченко Александра
Яроменок Дарья

Источник



Мастерская 17 там где никому не снятся сны

Мастерская 2017 «Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту»

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют ежегодный выставочный проект «Мастерская`17. Там, где никому не снятся сны: от священного географии к не-месту», который покажет не только работы выпускников Школы современного искусства MMOMA, но и представит зрителю работы молодых художников со всей России.

Стартовавший в 2001 году проект «Мастерская» сразу привлек внимание профессионального сообщества. За время своего существования ежегодная выставка выпускников «Свободных мастерских» MMOMA превратилась в полноценную платформу для развития современного искусства, во многом определяющую развитие культурного ландшафта страны. Из года в год «Мастерские» продолжают искать новые имена, помогая новым поколениям художников интегрироваться в современный художественный процесс, поддерживают интерес молодых людей к теориям и практикам современного искусства, способствуют популяризации актуальных художественных течений в России. К работе над выставкой традиционно приглашаются как успевшие зарекомендовать себя молодые авторы, так и вчерашние студенты, для которых участие в «Мастерских» — первый и очень важный карьерный шаг, помогающий молодым художникам завести профессиональные связи, познакомиться с коллегами и, главное, со зрителем. Ежегодные выставки «Мастарская» показали потенциал молодого искусства в России и послужили импульсом для создания в 2008 году уникального проекта — Московской международной биеннале молодого искусства, раз в два года представляющей в столице новое поколение авторов и кураторов со всего мира.

В этом году взяв за отправную точку исследование этнографа Марка Оже, кураторская команда «Мастерской» предлагает зрителю подумать о географии повседневности и своих взаимоотношениях с ней. При помощи различных средств художники изучают среду обитания современного человека через понятие «ничейного» пространства, введенное Оже для описания обезличенных мест временного пребывания, таких как супермаркеты, аэропорты и транспортные узлы. Художники исследуют транзитные зоны и личные пространства с помощью событий, происходящих внутри, следов, оставленных в них человеком и, собственно, опыта и переживаний самого человека, таким образом, охватывая самый широкий спектр тем.

В экспозиции MMOMA представлены работы более ста авторов: аудио и видео инсталляции, живопись, фотография и объекты. Важным критерием отбора наряду с тематической обусловленностью стала актуальность работ: большинство произведений были созданы в 2016-2017 годах, многие — специально для выставки. Среди нововведений этого года — участие специалистов Философского факультета МГУ и Института Философии РАН в подготовке образовательной программы, а также приуроченный к выставке фестиваль саунд-художников и композиторов.

Источник

Там, где никому не снятся сны: Слава Птрк

Над интервью работал Дмитрий Щербаков

Фото предоставлены: Славой Птрк и проектом Мастерская ’17

В Московском музее современного искусства продолжается выставка проекта «Мастерская» под названием «Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту». Как ясно из названия, кураторская группа предлагает молодым художникам подумать о географии жизни общества, о роли места и не-места в жизни каждого из нас. Мы поговорили с участником выставки Славой Птрк о том, насколько важно само место, где размещается современное искусство, как отличаются галерейный и уличный зрители, а также о том, почему его искусство обращается к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Слава Птрк – уличный художник, куратор, журналист. Живет и работает в г.Москве и г.Екатеринбурге. Основные художественные техники — трафарет, инсталляция, постер, городские интервенции, фри спрей. Закончил художественную школу им. Бронникова; Уральский Федеральный Университет им. Б.Н. Ельцина, факультет журналистики; Школу современного искусства «Свободные мастерские». В данный момент сотрудничает с галереями 11.12 (Москва), 28bugs (Санкт-Петербург) и Ural Vision Gallery. Победитель международного конкурса Portrait Now! (Копенгаген, Дания); номинант премии Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве»; победитель в номинации «Уличная работа года» Всероссийской премии в области уличного искусства MOST; победитель фестиваля уличного искусства «Экология пространства» (Пермь). Участник фестивалей и выставок в России и зарубежом таких как: «KOTORый», Dukley Art Center (Котор, Черногория); персональная выставка «Я здесь один», 11.12 Gallery (Москва, Россия); «Антимузей, часть 1», Электро-музей (Москва, Россия); «Монстрация», галерея Vladey, Винзавод (Москва, Россия); фестиваль «Арт-Овраг» (Выкса, Россия); фестиваль «АртБат фест» (Алма-Ата, Казахстан) и многих других.

Дмитрий Щербаков: Расскажи про свое участие в выставке «Мастерская ’17».
Слава Птрк: Тема проекта мне сразу понравилась, она звучала как «НЕ-МЕСТО» [прим. термин в архитектуре европейского города постиндустриального периода, означающий пространство лишенное эмоционального наполнения]. Было много разных мыслей и задумок, учитывая, что я работаю с городской средой, а город насыщен провалами как эмоциональными, так и информационными.

Получилось немного странно, потому что многие объекты были сделаны мной еще в 2016 году, а центральная инсталляция «Страна Возможностей» в 2015, то есть по сути получился повтор работы и ряд старых объектов. Они не показывают моего развития как художника в процессе учебы в Свободных мастерских, а показывают то, с чем я пришел.

Слава Птрк. Страна возможностей (изначальная инсталляция). Екатеринбург. 2015

Д.Щ.: А почему ты не предложил что-то новое?

С.П.: Я предлагал несколько новых идей, но, с одной стороны, кураторы уже знали что они хотят видеть, а с другой — не успел придумать ничего, что было бы интересно представить на заданную тему. Можно сказать, я не совладал со своим графиком.

Д.Щ.: На выставке были и другие работы более ранних лет, например: «Торговые центры» Павла Отдельнова. Почему тебя не совсем устроило то, что была показана твоя ранняя работа?

С.П.: Не привык показывать те же работы. Нахожусь в постоянном поиске. Мне надоедает работать над одной темой, одним проектом, показывать одно и то же. Это не плохо, просто не так интересно для меня. Конечно, никто не виноват, что я не придумал новое или не представил иное прочтение существующий работы. По сути получилось, что я взял из портфолио уже готовую работу.

Д.Щ.: А какие у тебя в целом впечатления от выставки?

С.П.: Очень, очень много работ. Ощущение, как от биеннале или даже триеннале в Гараже. Было много людей и не так много времени, чтобы ознакомиться с каждой концепцией и задумкой. А ведь у многих работы рассчитаны на то, что зритель прочтет текст. У меня такой возможности не было, и в голове получилась небольшая каша. Да и на открытие обычно ходят пообщаться.

Вообще на выставке проявился принцип — искусство как супермаркет. Ты идешь по торговому залу и у тебя несколько секунд, чтобы выбрать стиральный порошок или коробку конфет. Все происходит очень быстро, большой разброс и большой выбор. В таком случае, вчитываться в каждую страницу текста А4 мало кто будет и в такого рода масштабных выставках это важно учитывать. Нельзя мямлить, нужно уметь сказать быстро. Было представлено много интересных проектов, в которые необходимо вдуматься, а люди прошли мимо.

Мне кажется, что мой бэкграунд не позволяет мне «мямлить». Я работаю с улицей, постоянным потоком людей и понимаю — чтобы быть интересным я должен работать быстро, по принципу рекламы, уметь привлечь внимание. Многие художники, представленные на проекте «Мастерская 17» работают над серией, своей авторской мифологией, которая требует знания предыстории. Поэтому кому-то удалось себя показать, а кому-то нет.

Слава Птрк. Страна возможностей (авторский повтор для выставки Мастерская ‘17). Москва. 2017

Д.Щ.: А ты доволен тем, как представлена твоя работа «Страна возможностей» и как были размещены твои другие объекты?

С.П.: Я не совсем понимаю логику расстановки объектов и почему именно они были отобраны кураторами, тут мне сложно комментировать.

По поводу инсталляции «Страна возможностей» — это довольно интересный опыт. Изначально, это был сложный и долгий проект: более полугода я ездил, искал, выменивал костыли. Они должны были подойти по форме и размерам, чтобы смотреться на стене больницы. Два дня, зимой, я крепил все на стену, при помощи альпинистского снаряжения, в каске и обмотке с перфоратором — было холодно и тяжело.

В музее все было по-другому — костыли были куплены новые и крепил их даже не я. Только контролировал монтаж. Получилось, что совершенно новые костыли, в пространстве музея, воспроизводят уличную работу.Мне это помогло понять, что хорошего есть в уличном искусстве и что можно перенести в галерею. Это была одна из попыток — авторское повторение. Энергия из работы ушла, но по виду получилось похоже. Там была заброшенная больница, а тут серая стена галереи.

Слава Птрк. Перекур. Москва. 2017

Д.Щ.: А были ли какие-то идеи поиграть с фоном для размещения букв-костылей?

С.П.: Я думал, что у меня для развески будет отдельная серая стена. Бутафорию и воссоздание стены больницы я не планировал изначально. Но так как развеска выставки была плотной, места не хватило. И все же, повторюсь — это был интересный опыт. Как вариант, можно было повесить фотографию изначальной инсталляции.

Теперь я хочу опубликовать у себя в социальных сетях фото работы и спросить друзей и коллег, стоит ли так представлять уличное искусство, делать такие повторы. Например, у Марины Абрамович есть повторы ее собственных перформансов и перформансов других авторов. Или другой пример: Тимофей Радя, мой коллега, свою работу с полицейскими щитами под названием «Стабильность» в Нью-Йорке воспроизвел уже из американских полицейских щитов. Тут тоже вопрос возник об этом переносе: насколько можно эту идею перенести в американский контекст, нужно ли было это повторять? С одной стороны, тиражировать нужно и можно, поп-артисты об этом не парились, а вот с уличным искусством — вопрос. В прошлой работе все-таки чувствовалась энергия, а здесь как будто осталась только форма.

Слава Птрк. 2014. Красноярск.

Д.Щ.: Расскажи, кто твой зритель на улице. Он отличается от галерейного посетителя?

С.П.: Так как я уже почти 10 лет работаю на улице, могу точно сказать, что уличный зритель, в отличие от галерейного, не подготовлен. Он в принципе не готов увидеть что-то, что можно назвать искусством. В городской среде это непривычно. Я не так плотно общался с людьми, но по сути моя аудитория — это прохожие. Когда Вы выходите на улицу, Вы — моя аудитория.

Галерейный посетитель отличается. Там большая прослойка подготовленных зрителей, которые оценивают тебя в контексте истории искусства, того что происходит в мире, существующих тенденций. Человек на улице может сказать, что это классно, а галерейный зритель скажет, что это было уже 50 лет назад. Мне интересно работать с подготовленным зрителем. Это вызов для меня.

Есть и другое отличие. На улице у тебя обычно возможность сказать одно единственное слово или высказывание, а в галерее ты можешь развернуто изложить свои мысли, написать концепцию.

Слава Птрк. Уличная грязь. 2013. Холст, грязь

Д.Щ.: Какие темы и проблемы волнуют тебя в последнее время? Я вспоминаю твою серию «Грязь», ты продолжаешь социальную тематику? Что можно посмотреть в Москве из твоих работ?

С.П.: Я по чуть-чуть делаю в Москве, не так часто бываю в этом городе. Есть серия, где я дополняю существующие легальные муниципальные росписи своими рисунками. Ну и еще несколько проектов, о которых я сейчас не готов говорить.

В прошлом я журналист, поэтому поднимаю актуальные вопросы и стараюсь говорить о них открыто. Как правило мои работы — это критические высказывания о проблемах, которые я вижу вокруг. Сейчас запланированы два проекта на тему насилия и агрессии, потому что это актуально.

Д.Щ.: Насилие межличностное?

С.П.: Физическое насилие, психологическое давление, деструктивное поведение одних относительно других. Не только насилие над женщинами, но и насилие государства над человеком, людей над животными. Любые драки и проявление агрессии для меня неприемлемы. Но у нас в стране такая специфика — процветает культ силы, который подразумевает аргументацию «кулаками» и поддержание власти при помощи страха. Несколько проектов будут о том, что в городе и на улицах вокруг нас, есть жертвы насилия. В нем будут переплетены городское, не-телесное и живое, человечное.

Начну я их в Москве, а там посмотрим. В столице довольно сложно работать, не так легко выйти и работать нелегально, а согласовывать я не очень привык.

Слава Птрк. Роспись муниципального объекта (Before: исходная — муниципальная версия. After: дорисованная Птрк версия). Москва. 2017.

Д.Щ.: В Москве полиция быстро реагирует?

С.П.: Да, это столица и тут контроль особый. Весьма вероятно, что тебя быстро остановят. Но может и повезти. Я тут прощупываю, что можно сделать быстро, эффективно и без лишних рисков.

Час в Москве — это непозволительная роскошь. 5 минут — немного и немало. Бэнкси говорил про правило «Золотого Грааля»: трать на работу меньше времени, чем нужно на ее разрушение [прим. в оригинале у Бэнкси: «трать на работу меньше времени, чем нужно, чтобы ее рассмотреть»]. По сути, я всегда остаюсь в плюсе: я делаю много, я делаю быстро. Скорость меня мотивирует. Конечно бывает и обидно, когда ты старался, а это уничтожили. Но это не дает тебе заплесневеть: твой объект уничтожили, значит надо двигаться дальше.

Слава Птрк. Красное на белом. Винзавод, Москва. 2016

Д.Щ.: Насколько я знаю, изначальную работу «Страна Возможностей» в Екатеринбурге разобрали очень быстро. Ожидал ли ты такого развития событий? Кто это мог сделать?

С.П.: Произошло это внезапно, что нетипично. По сути, ее решили быстро убрать из-за того, что фото инсталляции были опубликованы в СМИ, и это было критическое высказывание. Если бы я не публиковал в соц.сетях, то работа провисела бы дольше. Иногда у нас работы живут годами, но в этот раз случилось по-другому. Кто-то увидел публикацию и отправил туда специальных людей.

Д.Щ.: А в СМИ это было опубликовано за твоим авторством?

С.П.: Я у себя публикую и все знают, что это моя работа.

Д.Щ.: Ты думаешь, тебе не стоило публиковать?

С.П.: Стрит-арт живет за счет публикаций, поэтому нужно было сфотографировать и опубликовать. Есть несколько громких проектов они опубликованы анонимно, и никто не знает, что это сделал я. Жаль, конечно, что так быстро разобрали, но это стрит-арт.

Д.Щ.: Мне интересна логика этих людей. Они отреагировали на высказывание или они не понимают задачи и методы современного искусства?

С.П.: Думаю, что в совриске они даже не пытались разобраться, просто восприняли как наезд на патриотическое крыло и на всю Россию.

Слава Птрк. Космонавты. 2016

Д.Щ.: А может быть такой вариант, что кто-то воспринял неправильно или как насмешку экспонирование на больнице?

С.П.: Я думаю, что это маловероятно. Больница заброшена уже лет 20. Мужчины отрывавшие костыли не выглядели обычными горожанами (есть видео), это скорее похоже на специально спланированную акцию. В проекте «Грязь» можно было оскорбиться, а здесь надо быть неадекватным чтобы так воспринять.

Д.Щ.: Твоя работа поднимает вопрос о проблеме инвалидов?

С.П.: Да, и она это делает довольно прямо, как это часто бывает в моих работах. Придумал такую удачную метафору и воплотил ее визуально.

Я не пытался копать глубоко и разбираться в проблеме, а костыли, позже, раздал тем, кому они могли быть нужны.

Д.Щ.: А куда денешь новые костыли, которые использованы в ММСИ?

С.П.: Мы решили, что отдадим их различным учреждениям, где они могут пригодиться. Один я уже отдал бабушке-смотрительнице на выставке.

Д.Щ.: То есть такая социальная составляющая проекта?

С.П.: Да, думаю это правильно. Художников часто обвиняют: «Лучше бы вы улицу подмели, больше бы пользы было». Я смотрю на это по-другому: у того что я делаю, есть польза.

Д.Щ.: Некоторые прочитали эту работу как образ России на костылях и подпорках, ты вкладывал еще такой вариант прочтения?

С.П.: Когда готовил изначальный текст, я писал, что это не Вы на костылях, а вся наша страна на костылях. Но это может быть чрезмерно: и сужение темы, и вариантов прочтения. Я не хочу навязывать свою точку зрения. Хотя надо признать, мое журналистское образование влияет на мою работу: я стараюсь внести объективность, сделать одновременно и критическое и нейтральное высказывание.

Д.Щ.: Но все-таки основная задача твоей работы — привлечь внимание общества к людям с ограниченными возможностями?

С.П.: Да, это была первостепенная задача. Я молодой и здоровый, и у меня есть запас эмпатии. Этот проект о людях, которые не такие как я. Необязательно быть инвалидом чтобы понять, как таким людям тяжело даже просто перемещаться по пространству нашей Родины. Эта работы об этом. У нас большая прекрасная страна, но не всем в ней хорошо живется. И не потому что эти люди глупые или плохие, а просто они никому не нужны. Это как после Второй мировой войны людей вывозили из Москвы, чтобы они не мозолили глаза. Такие люди, некоторыми воспринимаются как пятно на облике города. Увы, есть такая досадная черта в нашей ментальности.

Слава Птрк. Вверх/Вниз. Нижний Новгород. 2017

Д.Щ.: А возможно ли тут что-то изменить к лучшему, видишь ли ты какие-то пути?

С.П.: У меня есть идеи, но я не урбанист и не специалист. Понятно, что нужно делать пандусы, чтобы везде можно было проехать, низкопольные автобусы. Инвалиды должны быть обеспечены тростями. Многие не могут купить себе хорошие костыли: к примеру, немецкие намного удобнее и легче. У меня их было несколько пар — это как ВАЗ и BMW, примерно такая же разница.

Ничего придумывать особо не нужно, надо просто поменять приоритеты. Несколько лет назад, мы с девушкой ездили на музыкальный фестиваль в Берлин и там было тысяч сто зрителей. У каждой сцены была отдельная трибуна, куда могли заезжать люди на колясках и они, как и все остальные смотрели концерт. Я подумал, что вот оно — нормальное отношение. Их там было очень много, а на наших концертах такого не увидишь. Там они чувствовали себя как все: пили, ели, отдыхали. Недостаточно сделать пандус в подъезде, чтобы создать такие условия.

Я тут конечно, как журналист выступаю, и меня можно обвинить в том, что я недостаточно вник в проблему. Но есть вероятность, что я к ней вернусь, ведь я художник, и занимаюсь тем, что трогает прежде всего меня, а не тем, что на повестке.

Источник

Читайте также:  Если сниться что моя мама беременна